Постики о лошадках были, а о рисовашках - нет, непорядок, пора бы это исправить. А вообще, просто накопилось тут кое-то, что я пересказываю людям из раза в раз, и что я решила залить в один текст. И так...
1. "Сколько лет ты уже рисуешь?"
Вопрос, который есть в любой художественной анкете и который почему-то крайне часто приходит людям в голову. В смысле "сколько лет рисую"? 19 с небольшим, а тебе сколько? Такой вопрос можно задавать про, ну не знаю, ту же верховую езду или про вязание, про выжигание по дереву, там везде нужна то лошадь, то крючок или спицы, то выжигательный аппарат, и все они не появляются у человека с рождения. А рисовать можно и веточкой на земле, если ты ну из очень уж бедной семьи, где не было денег на карандаш, да даже цветной пластик следы на бумаге оставляет, о чем мы говорим. Ощущение, что этот вопрос задают человеку, родившемуся без рук, но которому руки в какой-то момент пришили, и теперь не хотят его обидеть, спрашивая прямо, когда у него появились руки, и спрашивают про рисование. Серьезно. Как можно начать рисовать два года назад? О чем именно говорят люди, когда подписывают рисунки словами "рисую всего полгода"? Полгода назад к ним в руки попала книга по анатомии, или они пошли в художественную школу, или сказали себе "теперь я буду рисовать"? В рисовании могут быть этапы: первый раз нарисовал вообще хоть что-то, первый раз попробовал срисовать картинку из мультика, первый раз нарисовал д/з по ИЗО, первый раз нарисовал что-то с натуры, поступил в художественную школу, прочитал книгу про построение, попробовал рисовать маслом, приобрел графический планшет, нашел свой стиль, стал продавать рисунки и т.д., и т.п. Но это все какие-то опорные точки, ни одну из которых нельзя считать отправной в рисовании (кроме, разве что, первой). Это все равно, что спросить "а сколько лет ты уже разговариваешь?". Тут тоже есть, что вспомнить: первый звук, первое слово, первое предложение, первый сформулированный рассказ, первый стих, первая песня, первый иностранный язык, второй иностранный язык, но ни кто же такие глупые вопросы не задает. Если вы хотите услышать более-менее стоящий ответ - уточняйте, какой именно момент вы считаете началом рисования.
2. "Я не могу выучить анатомию головы".
Может быть, с анатомией у меня такие большие проблемы именно из-за того, что я ее никогда не учила, но как по мне - так не надо ничего учить. Надо чувствовать и понимать. Вот ты видишь эту форму, ты можешь ее мысленно прокрутить в голове, ты осознаешь, где там острый угол, а где плавное закругление, и ты можешь это изобразить. Не потому, что заучил, а потому, что понял. И понимание в этом случае никак с заучиванием не пересекается, я десятки раз заучивала строение собачьего носа, пока в один прекрасный момент меня не озарило, и с тех пор я этот нос рисую на раз-два просто потому, что знаю, какой он. К слову, озарило меня, если я правильно все помню, в момент, когда я рисовала пса с натуры, так что именно рисование с натуры лучше всякого заучивания. Хотя, конечно, если ты хоть примерно догадываешься, где какая кость крепится - рисовать с натуры будет легче.
3. "Тут мыльный прокрас, а там анатомия нарушена".
Может быть, с моим восприятием что-то не так, но когда я вижу атмосферный рисунок с нереальной идеей, я не обращаю ни малейшего внимания ни на прокрас, ни на анатомию, ибо то, как мысль передана совершенно вторично, если она передана. На мой взгляд, искусство призвано передавать сокровенные мысли и чувства людей, так при чем здесь верная анатомия? Да, она помогает передать мысль, да, картина выглядит гармоничнее, если все в ней правильно, но это все не должно вылезать на первый план, первое, о чем стоит думать при рисовании - что за всем этим стоит. А лучше не думать, а чувствовать это и передавать собственные эмоции по этому поводу (или эмоции других людей, но это уже супер крутой уровень). Красивые картинки ничего не стоят, если за ними не стоит хоть какая-то идея.
4. "Я не умею рисовать".
Все ты умеешь! И то, что ты рисуешь хуже, чем вон тот художник из интернета, не значит, что ты рисуешь плохо. Ты рисуешь лучше, чем все вот эти люди, и тебе этого мало? Не сравнивай себя с другими, не думай, что ты лучше или хуже кого-то, просто рисуй и подмечай, что именно тебе нравится у любимых художников. Тебе рисовать нравится или чувствовать себя лучше других? Если последнее - то сиди и исправляй в своих рисунках те ошибки, которые замечаешь, иди на курсы и учись там, найми себе репетитора, читай книги по рисованию, больше рисуй с натуры, еще больше, еще больше и еще, тогда ты станешь рисовать лучше недавнего себя, но не лучше всего мира, эх. Но можешь попробовать стать лучше мира, тут тебе никто не запретит, и вполне возможно, именно у тебя получится. Ну, а если первое - то просто рисуй. Если нравится только рисовать, то не задумывайся ты о том, насколько хорошо это или плохо у тебя получается, наслаждайся рисованием, и станешь в нем прекрасен, я в тебя верю. (Да и вообще, "хорошо рисует" - понятие столь же относительное, сколь и красота, так что общемирового идеала на этот счет, вроде как, нет.)
5. "Я не заканчиваю свои работы".
Я тоже. А смысл? Если ты рисуешь для себя, и тебе просто нравится рисовать - то ты рисуешь до тех пор, пока хочешь, и забрасываешь вещь, как только желание рисовать пропадает. Другое дело, если работы надо куда-то сдать или ты приучаешь себя к тому, чтобы хоть иногда что-то заканчивать, чтобы в будущем нормально учиться на одну из рисовательных специальностей, а позже работать по выбранному направлению. Тогда можно вспомнить, что именно тебя вдохновило, когда ты работу начинал. Я всегда включаю музыку, под которую я начинала, как правило помогает. Слышала еще, что люди под большие проекты подбирают вдохновляющие картиночки и видео, но специально этим заниматься желания нет, а музыка с собой всегда.
6. "Мои персонажи типичны".
Нет, нет, нет и еще раз нет! Не правда. Нет. Ни в коем случае. Ни капли. Каждый персонаж необычен, каждый индивидуален, интересен, каждый - особенный, если ты вложил в него душу, он не может быть типичным! Как нет в мире двух абсолютно одинаковых людей, так нет идентичных персонажей. У каждого своя захватывающая история, у каждого свой необычный характер, у каждого свои особенные отношения с остальными персонажами, и каждый живет в совершенно не похожем на другие мире. Каждый индивидуален. А про то, что тебе дорого, во что ты вложил душу, нельзя так просто сказать, что оно типично. Фух, о чем-то подобном я уже писала, да, как-то так.
7. "Иногда на меня нападает ужасное нежелание рисовать что либо".
Оно на всех иногда нападает, очень сложно заниматься одним и тем же делом постоянно, иногда надо дать себе отдохнуть и сменить деятельность координальнейшим образом. Но если забрасывать рисование не хочется, и пойти гулять, раздавать листовки, волонтерить в приютах и т.д. - не вариант, то можно сменить направление в рисовании. Освоить новую технику, попробовать новый стиль, разобраться в новой программе, можно попробовать рисовать анимацию или даже приступить к зарисовыванию концептов к старому проекту, до которого все никак не доходили руки. Можно вдохновиться красивым фильмом, рассказом или игрой и нарисовать к ним небольшие арты, такие, чтобы рисовались ровно за вечерок, пока вдохновение еще есть.
8. "Я ходил в художку, но она ничего не дала мне".
Не правда, дала. Я тоже ходила в художку, и я знаю, что если бы я отходила в нее не 2 года, а 10 лет, я бы рисовала гораздо лучше. Посмотри на свой штрих, думаешь, ты сам его себе поставил? Тебе на первом же занятии сказали линии рисовать, чтобы поставить штрих. А мысль рисовать по построению в твоей голове сама материализовалась? Да, ты мог дойти до всего этого сам, но художественные школы и кружки очень помогают в рисовании. Серьезно. Я понимаю, что проще сказать, что тебя там ничему не научили, так спрос с тебя будет меньше. Но для себя хотя бы стоит помнить, что многим своим достижениям ты обязан художественным школам.
9. "Я мечтаю стать мультипликатором, но это не возможно".
Мультипликаторы в мире есть? Есть. Они ими как-то стали? Стали. Значит, возможно. И никаких но. Возможно в этом мире все, научиться рисовать можно всегда, если будет терпение, и на это не обязательно убивать огромные деньги, возможностей просто море, океан, а то и больше, гораздо больше, еще больше. И если ты действительно хочешь этого - то можно и из дома сбежать, и поступить куда надо, и за учебу платить самому, и учиться при этом хорошо, и по знакомству устроиться, куда захочешь, было бы только желание. Да, на что-то уходит чуть больше времени и сил, но если оно того стоит - то можно и 10 лет лишних учиться рисовать и искать работу там, где надо. Перед тобой целая жизнь времени, целый мир возможностей и разнообразных путей, и все это твое, все это огромно и бескрайне, и ты можешь делать абсолютно что угодно, тебя не ограничивает ничто, кроме того, что в твоей голове. (Закон не ограничивает, закон помогает прогнозировать последствия каких-то действий, но не ограничивает, нет.) Пойми, ты действительно можешь все. То, что ты живешь в небольшом городе, не останавливает тебя, то, что родители против - тоже, то, что до сих пор ты не начал учиться рисовать усложняет, конечно, процесс, но не ставит крест на мечте. Что случится, если ты сейчас, вместо того, чтобы выпуститься из 9 класса, проучишься до 11, займешься рисованием и найдешь подработку на выходные и лето, чтобы скопить на поездку в Питер или в Москву? Подумай хорошенько, что такого страшного может произойти и остановить тебя? Ничего, если забыть про постоянную вероятность падающего на голову кирпича - ничего. И пока ты жив, возможно все, после смерти, быть может, тоже. А если ты хочешь стать мультипликатором, но не считаешь поступление в ВУЗ в соседнем городе реальным... Что ж... Тогда можешь отучиться на бухгалтера, как мама сказала. Это тоже никто не запретит.
10. "Колония сладкого моря по соленому".
Звучит задание глупо и смешно, но на самом деле абстракция очень важна при рисовании. Расположение пятен и цветов - это первое, что бросается в глаза, это то, что создает первое впечатление о рисунке, его атмосферу и настроение. Так что забывать про абстракцию никак нельзя, как по мне - так она поважнее построений будет. (Сейчас у всех создалось впечатление, что построение и пропорции я ни во что не ставлю, да? На самом деле это не так, просто на мой взгляд есть вещи поважнее всего этого точного и реалистичного.)
Ну вот, 10 пунктов, о которых мне приходилось нередко беседовать с людьми, в одном текстище. Вообще-то, когда я начинала это писать, я была уверена, что пунктов будет 2, но что-то как-то оно разрослось. Интересно будет сравнить мой взгляд на эти же вещи через годик - другой.)